| Велосипедная статистика и инфраструктура Нидерландов

Каждый, кто когда-либо бывал в Нидерландах (или хотя бы видел фото и видео отсюда), знает, что на дорогах здесь правят велосипеды. Но так ли их на самом деле много, что представляет собой воспетая градостроителями местная велосипедная инфраструктура и действительно ли амстердамский велосипедный трафик так беспощаден? Давайте разбираться.

Начнем с максимально полной статистики, отражающей все стороны нидерландской велосипедизации. Имейте ввиду, что многие приведенные ниже цифры примерные, потому что отследить их точно просто невозможно.

Фото из Инстаграма @iamamsterdammer

Статистика

Количество и частота использования:
  • На почти 18 миллионов жителей приходятся ориентировочно подсчитанные 22,5 миллиона велосипедов
  • Это означает, что в среднем на душу населения приходится 1,25 велосипеда — это больше, чем в любой другой стране мира
  • Но на самом деле велосипед есть только у 84% голландцев, то есть каждый человек владеет полутора велосипедами :)
  • 24% населения Нидерландов (а это 4,5 миллионов человек) пользуются велосипедом ежедневно. Среди людей младше 50 лет эта цифра составляет 27%, старше — 17%
  • Каждое четвертое перемещение в стране совершается на велосипеде.
  • В среднем нидерландец проезжает 1000 километров в год примерно за 250–300 велосипедных поездок
  • А в неделю он проезжает на велосипеде не менее 70 минут.

Этого не скажешь по видео выше, но Нидерланды — самое безопасное место в мире для езды на велосипеде. Тем не менее, за 2020 год в дорожно-транспортных происшествиях здесь погибло не менее 229 велосипедистов. Это самое большое количество смертей за последние 25 лет и на 26 человек больше, чем в 2019 году. Важно заметить, что треть пострадавших в роковой момент ехали на электровелосипеде.

Кстати, об электровелосипедах. Они становятся все популярнее и, если раньше их покупали в основном люди старшего возраста, то сейчас школьники. Представьте: в 2020 году в Нидерландах были проданы рекордные 1,1 миллиона велосипедов, 547 тысяч из них — электровелосипеды. Общий оборот продаж тоже стал рекордным и составил 1,65 миллиарда евро.

Из всех видов транспорта последние годы растет именно велосипедный, но нидерландцам этого мало: правительство нацелено еще и на 20% увеличение дистанции езды на велосипеде к 2027 году!

Понятно, что пользованию велосипедами существуют большие региональные различия. Вот краткая статистика столицы:
  • Здесь меньше миллиона человек, но больше миллиона велосипедов
  • Амстердамцы проезжают на своих железных конях 2 000 000 километров ежедневно
  • В день здесь совершается 665 000 велосипедных поездок
  • Городской трафик в 2015 году распределялся так: 36% велосипеды, 24% автомобили, 23% пешеходы, 16% общественный транспорт
  • 63% жителей Амстердама катаются на велосипедах каждый день
  • В Амстердаме 72 000 человек ездят на велосипеде только в утренний час пик
  • Образование тоже влияет на пользование велосипедами: хорошо образованные жители столицы выбирают автомобиль только для 28% поездок, менее образованные — для более 50%
  • Из каналов Амстердама ежегодно вылавливают около 12 000-15 000 велосипедов (подробнее читайте в этой статье).

Инфраструктура

О том, каким удобным голландцы сделали передвижение на велосипедах, можно говорить бесконечно. Но самое крутое — это сеть специализированной велоcипедной инфраструктуры протяженностью более 35 000 километров! Другими словами, чтобы доехать из одного города в другой, в большинстве случаев не нужно съезжать с выделенной велосипедной дорожки, а ехать придется по местным живописным ландшафтам среди полей и каналов.

Но страна продолжает адаптировать и развивать инфраструктуру. Так в городах появляются так называемые велосипедные улицы — выделенные дороги, на которых автомобиль выступает в качестве «гостя», а между населенными пунктами быстро развивается сеть скоростных веломагистралей общей протяженностью уже более 650 километров.
    Примеры велосипедной инфраструктуры Нидерландов:
    1. Проект подводного паркинга в Амстердаме, фото с сайта amsterdam.nl
    2. Велосипедная дорожка SolaRoad в Кроммени, фото с сайта solaroad.nl
    3. Мост Pieter Smitbrug в провинции Гронинген, фото с сайта dearchitect.nl


    Логично, что именно здесь появились следующие первые в своем роде или размере объекты:

    1. Самая большая в мире парковка на 12 500 велосипедов (на видео выше) была открыта в крупнейшем узле общественного транспорта Нидерландов — на вокзале города Утрехт. Трехэтажное сооружение длиной 350 метров работает 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Оно является и паркингом, и частью велодорожки: если не нужно парковаться, через здание можно просто проехать на велосипеде. На этажах работает навигация с индикацией свободных мест.

    2. В 2023 году в Амстердаме будет открыта подводная велопарковка (на фото выше) на 7000 мест. Ее построят на глубине 9 метров и соединят с Центральным вокзалом, так что прямо над ней смогут проплывать лодки, а у велосипедистов будет прямой выход к поездам.

    3. Первая в мире велосипедная дорожка, построенная из солнечных панелей (на фото выше), была открыта в 2014 году в городе Кроммени. Технология SolaRoad была разработана консорциумом различных организаций, стоимость пилотного проекта составила 3,5 миллиона евро, а открывал ее сам министр энергетики Нидерландов. Увы, дорожка длиной 73 метра не прослужила долго: почти через месяц участок верхнего слоя покрытия отделился от стеклянного слоя, и его пришлось ремонтировать. За первый год работы было выработано 9800 кВтч, но покрытие верхнего слоя было в таком плохом состоянии, что его пришлось заменять. Пилот полностью демонтировали в 2016 году, но с тех пор с переменным успехом были протестированы обновленные варианты и в других городах.

    4. Самый длинный в Европе велосипедный мост (на фото выше) длиной 800 метров и шириной 3,5 метра может использоваться и для велосипедных, и для пеших прогулок. Ночью мост освещается специально разработанным светодиодным освещением на солнечных батареях, чтобы как можно меньше тревожить дикую природу.

    5. Первая в мире кольцевая развязка с подвесной велосипедной дорожкой (на видео ниже) Hovenring. Этот впечатляющий объект диаметром 72 метра расположен в провинции Северный Брабант между населенными пунктами Эйндховен, Велдховен и Меерховен, что и объясняет его название Ховенринг.

      «

      »