Наталия Черкасова
Instagram, Telegram

5 измерений Дворца Эшера

Все любители искусства, приезжающие в Гаагу, стремятся в Mauritshuis — именно там находится знаменитая на весь мир «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Но при этом далеко не все знают об удивительном музее, который находится в двух шагах от него — о Дворце Эшера. Хотя в русском интернете это место обозначено просто как «Музей Эшера» — не верьте, это именно Дворец, ибо в оригинале названо Escher in Het Paleis, что дословно переводится как «Эшер во дворце».

Я и сама не очень много знала об этом месте, когда переехала в Гаагу, но знатоки, мнению которых я доверяла, все в один голос говорили о том, что мне обязательно надо в него попасть. Надо так надо. Музеи я люблю, с творчеством Эшера знакома плохо, так что было интригующе и интересно вдвойне. Как всегда, компанию мне составила моя дочь, а по совместительству — арт-критик и юный художник Соня. Ей 11 лет, и мне всегда интересен ее взгляд на искусство.

Оказалось, что Дворец Эшера имеет множество параллельных измерений. Мы насчитали пять. Об этом месте сложно рассказывать, потому что непонятно, с чего начинать: с дворца или с коллекции.

Начну все же со дворца, хотя догадаться о том, что это дворец, не просто: серый фасад дома, вписанный в ряд других фасадов. Этот дом был построен в конце 18 века и известен тем, что в нем останавливался на целых 14 часов сам Наполеон. Красиво и просто. И если в вашем сознании при словах «королевский дворец» возникает образ Эрмитажа или Лувра, то нет — это место гораздо скромнее. Однако это бывший дворец королевской семьи, официальная зимняя резиденция королевы Эммы, которая купила его в конце 19 века. Эмма жила в нем вместе со своей дочерью — будущей королевой Вильяминой, которая, став взрослой, использовала его как свой рабочий офис. Ее примеру последовали королевы Юлиана и Беатрикс (здравствующая мать нынешнего короля, добровольно отказавшаяся от престола).

В конце 90-х дворец был продан (не подарен, нет) городу, с условием, что его будут использовать для культурных мероприятий. Город проводил здесь топовые выставки искусства, а в начале 2000-х здесь обосновался музей нидерландского художника 20 века Маурица Эшера.
В коллекции музея 120 работ, а внутри каждой можно найти столько измерений и реальностей, сколько может позволить ваше воображение. Все его творчество — это игра с воображением зрителя.

Мауриц Эшер — художник-график. Даже тем, кто графику не любит (чаще всего при слове «графика» у людей почему-то скука в глазах), этот музей обязателен для посещения. В коллекции музея 120 работ, а внутри каждой можно найти столько измерений и реальностей, сколько может позволить ваше воображение. Все его творчество — это игра с воображением зрителя. Вы наверняка видели работы Эшера: на просторах интернета они встречаются часто, но не все помнят имя автора, хотя многие восторгаются их математической точностью. Подробно описывать творчество Эшера бессмысленно. Это тот самый случай, когда хотя бы один раз надо увидеть, чтобы убедиться, так как картинка в интернете не передает эффекта, который производит на зрителя оригинал.

Сам музей такой же многослойный, как творчество Эшера. По ходу экспозиции параллельно рассказывается о предназначении каждой из комнат в жизни королевы Эммы: здесь была библиотека, здесь — рабочий кабинет, здесь — ванная (большая, с огромным окном). Отдельно поясняется, что этот дом стал первым, куда провели горячую и холодную воду. Таким образом ты сначала погружаешься в геометрическую глубину графики Эшера, а потом начинаешь представлять, как королева Эмма принимала в библиотеке своих министров или совещалась по финансовым вопросам со своим казначеем.

Но это не все, еще есть третье измерение, на которое невозможно не обратить внимание — это люстры. Они все имеют разные формы — скрипки, сосуда, банта, рыбы или черепа — и, как выяснилось, тоже являются произведениями искусства: специально для музея их создал архитектор Hans van Bentem. Кажется, что это очень рискованное решение кураторов — эти люстры самодостаточны и привлекают к себе столько внимания, что, возможно, отвлекают от творчества Эшера. Но нет, все вместе: блеск хрустальных элементов люстр и тонкая графика художника прекрасно сочетаются.
Интересно наблюдать взросление принцессы и быстрое увядание ее матери, такое скоротечное в начале 20 века.

Четвертое измерение находится на третьем этаже, туда можно попасть по потайной лестнице. Теперь там пространство, в котором расположены инсталляции современных художников, вдохновленные творчеством Эшера. Это мини-экспериментариум, который особенно понравился Соне. Современное искусство любит эксперименты со зрителем, а Соня очень любит эксперименты с современным искусством.

Ах, да! Есть еще пятое измерение. Для того, чтобы попасть в него, надо спуститься на лифте (скрытом в стене) в подвал. Там когда-то была кухня, а теперь кафе. На черно-белых фотографиях, развешанных по стенам, можно увидеть хроники жизни королевы Эммы и ее дочери. Интересно наблюдать взросление принцессы и быстрое увядание ее матери, такое скоротечное в начале 20 века. Отец Эммы, король Вильям 3, умер, когда дочери было всего три года, так что мама в жизни будущей королевы сыграла главную роль, и почти на всех фотографиях они вдвоем. Здесь можно пить кофе и представлять, как когда-то на этой кухне кофе варили для принцессы и королевы.

Шестое измерение ждет на улице, когда, выйдя из лабиринтов музея, оказываешься на бульваре Lange Voorhout, где развернулась воскресная антикварная ярмарка, но это — уже другая история.

«

»