| Автомобиль и его место в городе: опыт Амстердама

В 2019 году администрация Амстердама заявила, что у личного автомобиля, как средства передвижения по городу, будущего нет: он загрязняет среду, занимает слишком много пространства и легко может быть заменен альтернативным видом транспорта. Это кажется нарушением прав водителей, но тут нужно вспомнить, что только 22% поездок в Амстердаме совершаются на автомобиле, при этом треть автовладельцев столицы пользуются своим личным авто раз в неделю, и только 19% каждый день.

Большинство амстердамских поездок и правда совершаются на велосипедах, и именно этот вид транспорта растет последние годы, поэтому основная логичная идея местного правительства — предоставить велосипедистам больше места в городе. Поскольку местные власти подходят к решению подобных задач комплексно, то и в разработанной программе «Agenda Amsterdam Autoluw» («Амстердам без автомобилей») нашлись 27 пунктов. Среди непрямых мер в программе значатся предложение сделать метро Амстердама круглосуточным по выходным, сделать все проездные в выходные дни бесплатными для детей до 12 лет, добавить для велосипедистов больше парковочных мест на станциях метро, и, возможно, снизить стоимость общественного транспорта в час пик.

Сокращение парковочных мест

Город планирует сократить количество парковочных разрешений в центральном районе примерно на 1500 штук в год. По факту, ни одного водителя не лишат права на парковку. Просто не будут продлеваться те разрешения, владельцы которых переехали, перестали пользоваться автомобилем или, например, умерли. К 2025 году планируется убрать как минимум 11 200 парковочных мест по всему городу. Освобожденные места будут использоваться для высадки деревьев, расширения тротуаров и создания велосипедных парковок, коих никогда не хватает.


запрет на использование всех автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем в городе к 2030 году. Ч
Инструменты, которые Амстердам использует для построения своего будущего, свободного от автомобилей, не требуют больших затрат времени и средств. Ключевым среди них является то, что голландцы называют «разрезом» (по-голландски knip). Это подразумевает простую установку заграждений, закрывающих короткую полосу длинной улицы; Большая часть улицы по-прежнему доступна для доставки, посадки и высадки, но она больше не подходит для проезда через город.
Если для водителей это звучит немного противно, что ж, в том-то и дело.
Амстердам уже некоторое время оттачивает этот инструмент. В настоящее время, например, вы можете доехать до Центрального вокзала города и от него, но вы больше не можете проезжать прямо мимо него, освобождая переднюю часть для широкой площади, населенной только пешеходами и трамваями. Больше центральных улиц теперь получат свои собственные ножки, в то время как другие будут сделаны только с односторонним движением или их автомобильные полосы будут сужены. Город считает, что после отключения уличное движение упадет на 70 процентов.

Эксперимент с альтернативными видами транспорта

Чтобы понять, насколько люди на самом деле привязаны к личным автомобилям, Амстердам провел эксперимент, в котором предложил горожанам на 2 месяца отказаться от личного автомобиля с целью узнать, какими альтернативными видами транспорта они тогда бы воспользовались. Результаты первого теста показали, что из 34 участников 14 действительно перешли на другой транспорт. Но для полного эксперимента городу нужно 100 участников, поэтому в январе снова был объявлен поиск жителей, готовых расстаться с личным комфортом.

Как это работает? Тот, кто принимает участие в тестировании, безопасно и бесплатно паркует свою машину на 2 месяца, взамен получая кредит на использование любых подключенных к эксперименту перевозчиков: городской транспорт, но и Uber, и каршеринговые компании, прокаты велосипедов и скутеров. По тому, какие способы передвижения по городу будут популярнее у участников, будет понятно, какие именно альтернативы личному автомобилю нужно развивать в городе. "Потому что, в конце концов, мы хотим, чтобы в Амстердаме стало меньше владельцев автомобилей" - заявляет муниципалитет.

Вот меры, которые предприняты для того, чтобы буквально извести этот вид транспорта:
1. Работа по снижению количества парковок ведется и будет продолжаться: за 2019 год планируется убрать минимум 1000 парковочных мест, а к 2025 — уже 7000−10 000 мест.
2. Стоимость парковки в центре с апреля возрастет с 5 до 7,50 евро за час.
3. В центре введены новые правила движения (на Muntplein, Prins Hendrikkade и в районе Центрального вокзала), снижающие трафик.
4. По инициативе жителей, район De Frans Halsbuurt (Pjip) станет полностью свободным от парковки и машин.
5. 8 января Комиссия утвердила программу каршэринга, уже успешно доказавшую свою пригодность. В скором времени будет лицензировано больше каршэринговых компаний.
6. Производится работа над созданием полностью безвредного парка автомобилей общего пользования, таких как Greenwheels.

Подводные парковки

Еще один способ сделать город свободнее - это снести парковку автомобилей под землю, или, в случае Амстердама, под каналы. 23 мая 2018 года здесь уже была открыта совершенно уникальная парковка, выстроенная под уже существующим каналом и рассчитанная на 600 автомобилей. Стены входов парковки сделаны из стекла, позволяя свету проникать внутрь и решая проблему освещения в светлое время суток, а внутри есть места для магазинов, кинотеатра и других зон отдыха.

Идея эффективного использования ограниченного пространства города и дизайн проекта принадлежит студии ZJA Zwarts & Jansma Architects. Спонсором строительства выступил, разумеется, муниципалитет. Считается, что новый гараж Albert Cuyp может служить примером для других городов, а так же даст толчок созданию подобных парковок в других районах Амстердама.

Это и случилось. В конце 2020 года началось строительство не менее грандиозного проекта парковки Singel






Все фото и видео материалы в этой статье авторства Thomas Schlijper

Велосипедные и безавтомобильные улицы

А вы уже видели участок Sarphatistraat, выполненный из красного дорожного покрытия, означающего, что отныне целая улица, а не только узкая дорожка, предназначена для велосипедистов? При въезде на этот участок красуется знак "Автомобиль здесь гость", означающий, что проезд для авто не запрещен, но движение при этом должно быть на соответствующей скорости (до 30 км/ч). На таймлапсе, снятом еще до завершения работ, видно, что представляет из себя один из результатов анти-автомобильной политики Амстердама – велосипедная улица.

Изменения на Sarphatistraat – это только начало воплощения большого городского плана под названием Binnenring. План включает в себя работу по облагораживанию и перепланировке (с усовершенствованным зонированием) так называемого "внутренеего кольца" Амстердама, проходящего от Haarlemmerplein до Czaar Peterstraat. Важно отметить, что кольцо это проходит параллельно центральной автомобильной артерии города Nassaukade - Stadhouderskade - Mauritskade. Таким образом, трафик между этми двумя улицами будет разделен, делая передвижение более удобным для всех участников.


В рамках Binnenring определено 7 ключевых подпроектов. Познакомиться с ними подробнее можно здесь. Ожидается, что все работы будут завершены в 2022 году.

Vakantiestraat или отпуск на собственной улице

к увеличению количества зеленых насаждений, пешеходных зон, велосипедных дорожек и мест для игр детей.

Понятно, что в этом году многие проводят летние каникулы дома, поэтому администрация района Noord временно скорректировала и без того популярную программу Leefstraat («Живая улица») в Vakantiestraat («Отпускная улица»). Обычно для того, чтобы сделать свою улицу временно безавтомобильной, нужно подготовить разные документы и обращаться за специальным разрешением. Теперь же для того, чтобы заручиться поддержкой властей, достаточно реалистичного и короностойкого плана, и — вуаля — автомобилям будет запрещен проезд максимум на 1 месяц!

Так, на Vakantiestraat можно разбить игровую площадку, установить столы для пикника или даже бассейн, как это уже сделали жители Pelikaanstraat и Putterstraat:

Электрокары

Нидерланды возглавляют местную электромобильную революцию. Только представьте: 25,8% всех европейских пунктов зарядки авто (а это 37037 штук!) находятся именно в этой крошечной стране. Конечно, Амстердам, как столица, является настоящим примером для подражания. Немного фактов:
- Всего в городе есть 3208 пунктов зарядки электрокаров, 3188 из которых обычные и 20 - скоростные.
- Муниципалитет располагает зарядки по городу не рандомно, а по запросам. Больше всего таких пунктов в районе Amsterdam Zuid.
- Примерно 17433 человек ежемесячно заряжают свои автомобили только в пределах города.
- Парк электроавтобусов Connexxion (именно они отправляются в или из амстердамского аэропорта) является крупнейшим в Европе.
- Парк официального такси аэропорта тоже полностью состоит из электрокаров Tesla модели S.
- На специальной карте отмечены все существующие в городе зарядные пункты, а их доступность обновляется в режиме реального времени.

В ближайшие годы власти планируют увеличить количество электротранспорта не только за счет общественного, но и личного. Для этого разработаны образовательные и маркетинговые кампании, а так же программы субсидирования покупки электромобилей и электробайков. Работы ведутся в рамках Het Actieplan Schone Lucht (да-да, не просто какого-то там плана, а Плана действий «Чистый воздух»), по которому качество воздуха в городе должно значительно улучшиться к 2030 году. Как всегда, голландцы хотят прыгнуть выше своей итак уже высокой головы, и не просто добиться показателей, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения, но достичь хотя бы вдвое лучших результатов. Полный План действий (на голландском и в формате pdf) смотрите тут.
Где в Нидерландах можно попрактиковаться в вилдплюккеничестве?

На самом деле, съедобные дикоросы есть везде, и даже в Амстердаме. В этом легко убедиться, зайдя на сайт или одноименное приложение Wildplukwijzer: на удобной карте с фильтром по сезону вы найдете конкретные локации фруктовых и ореховых деревьев, ягодных кустов, грядок орегано и рукколы, и других растений по всей стране, и даже немного за ее пределами. Карта создана обществом единомышленников, поэтому любой может дополнить ее своими отметками. Бонусом у сайта есть специальная энциклопедия съедобных дикоросов WildplukWiki с объяснением, как их можно вкусно приготовить.

Одним из самых известных нидерландских энтузиастов вилдплюккеничествеа является Эдвин Флорес. В детстве они с мамой ходили в лес за ягодами и другими вкусностями. Это послужило толчком к тому, что уже повзрослевший Эдвин стал профессиональным собирателем и фермером. Сейчас он издает книги с секретами сбора урожая в дикой природе, проводит воркшопы и экскурсии для начинающих видплюккеров, обеспечивает рестораны разными дикорастущими ингредиентами и выращивает съедобные цветы и травы на своей собственной ферме.

Мой опыт с амстердамскими дикоросами повторяется каждой весной: когда молодая крапива появляется в парках, я варю из нее суп.

Музейная площадь, Амстердам, 1982 и 2014 год. Фотография из проекта #LivableCities.

«

»