| Грандиозная перестройка Центрального вокзала Амстердама

Центральный вокзал Амстердама (Centraal Station, Amsterdam Centraal или коротко CS) — это главный железнодорожный пункт страны и важный порт городской навигации. Ежедневно им пользуются порядка 200 000 путешественников, делая его самым оживленным национальным памятником архитектуры в Нидерландах. Ожидается, что к 2030 году количество пассажиров вырастет на 30%: до 275 000 человек в день. Поэтому в ближайшие годы этот транспортно-пересадочный узел подвергнется поистине масштабной переделке.

Параллельно здесь будут реализованы сразу несколько взаимосвязанных, но независимых друг от друга проектов: они видоизменят и здание станции, и обширную прилегающую зону. Первый, De Entree («Вход»), призван благоустроить «ворота» в город, сделав вокзал доступнее для пассажиров. Второй, Sprong over het IJПрыжок через Ай»), обеспечит более удобное пересечение бухты и крепче свяжет Амстердам с его северным районом Noоrd. Прибрежную сторону вокзала тоже перепланируют: она превратится в прогулочную зону в рамках третьего проекта IJboulevard. Подробнее об этих проектах речь пойдет ниже в статье.

Отдельно разработана программа PHS (Programma Hoogfrequent Spoorvervoer «Программа высокочастотного железнодорожного транспорта»). Под «высокочастотным» имеется в виду быстрый и часто функционирующий, потому что целью этого преобразования является повышение пропускной способности, качества и надежности железнодорожной инфраструктуры вокруг Центральной станции. Для этого будут отремонтированы пути и стрелочные переводы, а Amsterdam Centraal перепланирован так, чтобы принимать еще больше поездов и пассажиров. Работы начнутся в конце 2021 года и будут продолжаться как минимум 6 лет.
Иллюстрации к De Entree:
1. Общий вид на вокзал
2. Мост Middentoegangsbrug
3. Вход на велопарковку
4. Вид с Prins Hendrikkade
5. Проект велопарковки
6. Проект De Cuyperstrap

De Entree: замороженный грунт и подводный паркинг на 7000 велосипедов

De Entree — это комплексный проект перестройки вокзальной площади и частично самого вокзала, чтобы сделать их доступнее для разных категорий пассажиров — от велосипедистов до пешеходов. Работы начались в 2018 году и продлятся до 2023 года.

Первым шагом стало строительство De Cuyperstrap (Кайперстрап) — лестницы с эскалатором, связывающей станцию метро с главным залом вокзала и названной так в честь архитектора здания Pierre Cuypers. На первый взгляд это изменение может показаться несущественным, но, из-за особенностей фундамента исторической постройки и грунта под ней, Кайперстрап строили целых полтора года! Во-первых, вокзал стоит на искусственном острове, а значит, грунт под ним сырой. Для безопасной работы его поэтапно промораживали примерно до -30°С, чтобы ледяная стена образовывала барьер для грунта и воды, и можно было прокапывать дальше. Во-вторых, технически объект нельзя было опирать на туннель метро или жестко соединять с фундаментом. В конечном счете, переход построили в гибко прикрепленном «плавающем» бассейне в пространстве между опорной конструкцией вокзала, хотя ничего этого, конечно, снаружи не видно.

Для того, чтобы не пылить и как можно меньше мешать пассажирам, строительные работы «упаковали» в короб (на гифке ниже). Он не зря казался многим концептуальным арт-объектом: эту инсталляцию под названием Impuls, украшавшую центральный зал вокзала 1,5 года, задизайнили ребята из studionvb.

С 2019 года одновременно ведутся работы по расширению пешеходного моста Middentoegangsbrug и обновлению набережной Prins Hendrikkade. Этот мост ведет к зданию вокзала с улицы Damrak, и в самое загруженное время всего за час по нему могут пройти до 6500 человек! А на Prins Hendrikkade сделают прогулочный бульвар с расширенной пешеходной зоной и односторонним автомобильным движением.

Но самый долгожданный подпроект De Entree — это подводная велопарковка на 7000 мест. Поскольку она будет располагаться на глубине 9 метров, после реализации прогулочные суда смогут проплывать прямо над ней! За первые два года работ была закончена подготовительная фаза: сперва расширено, а после осушено водное пространство между станцией и Prins Hendrikkade. На таймлапсе ниже видно, как это происходило.
В 2021 году начнется сооружение самой парковки. Ее проектировали по всем современным стандартам: из надежных материалов, с большим количеством стекла, индикацией свободных мест и прямым выходом к метро. Помимо нее также ведутся работы на велосипедных стоянках в других местах на территории вокзала, в том числе на стороне IJ. В результате к 2030 году здесь можно будет припарковать порядка 21 500 велосипедов!

Sprong over het IJ: удобный паром и пешеходный туннель

Второй проект, Sprong over het IJ, должен повысить доступность быстрораcтущего района Noord, облегчив пересечение разделяющей Амстердам на две части бухты IJ. В его рамках, опять же, будут реализованы сразу несколько подпроектов. Каких и когда именно — пока точно не решено, но работа над самым первым, IJpleinveer, уже запущена. Дополнительно обсуждается проект пешеходного туннеля в качестве северного входа на Центральный вокзал, но никаких конкретных официальных данных по этому вопросу пока нет. Подробнее о деталях проекта Sprong over het IJ читайте здесь.

IJpleinveer призван ускорить паромное сообщение через IJ. Чтобы выпрямить траекторию движения парома и за счет этого сократить время в пути, пристань, от которой амстердамские паромы отходят в сторону IJplein, скоро будет перенесена восточнее от вокзала. Новая транспортная развязка у паромной переправы будет более логично подключена к существующим велосипедным маршрутам и позволит расширить пространство для пассажиров и для строительства еще одной подводной велопарковки.

IJboulevard: променад и велопарковка на 4000 мест

IJboulevard — это проект перестройки и перепланировки вокзальной набережной, при разработке которого, нетипично для Нидерландов, решено было отдать больше места пешеходам. Общественная зона, которая скоро здесь появится, будет состоять из подводной велопарковки на 4000 мест и площадки для прогулок площадью 6000 м² на ее крыше.

IJ — это ценная экосистема. Чтобы максимально сохранить естественную среду и, по возможности, способствовать ее развитию, в разработку проекта были включены различные природоохранные меры. И променад, и парковка будут выполнены как целостная адаптирующаяся к климату конструкция: из экологически безопасных и подлежащих вторичной переработке материалов с минимальным потреблением энергии. Ожидается, что строительство IJboulevard будет закочено в первой половине 2023 года.

«

»