| De Pot — первое в мире открытое хранилище искусства и арт-объект сам по себе

6 ноября 2021 года в Роттердаме открылось первое в мире общедоступное хранилище произведений искусства Depot Boijmans Van Beuningen или коротко — De Pot. В нем собрано более 151 000 предметов из запасников самого музея Бойманса — ван Бенингена, а также частных и корпоративных коллекций. Это значит, что увидеть здесь можно будет все: от Босха, Рембрандта, Ван Гога до Дали, Моне и современных авторов.

Его называют «музеем будущего», но давайте согласимся: футуристическое здание De Pot — само по себе искусство. О том, как ему удалось стать примером для подражания и самым обсуждаемым проектом последних лет, читайте ниже.

De Pot, фото с сайта www.boijmans.nl

Сервировочная чаша в бетоне и стекле

Как и все крупные музеи мира, Бойманс, открытый в 1849 году для демонстрации частной коллекций Франса Бойманса и Даниэля ван Бенингена, долгое время мог выставлять лишь 4% фонда на постоянных и временных выставках. Впервые идея хранилища, доступного публике, была выдвинута в 2004 году, строительство же началось только весной 2017 года.

Depot был построен по заказу муниципалитета Роттердама и спроектирован архитектором Вини Маасом, соучредителем знаменитого роттердамского архитектурного бюро MVRDV. Вдохновением для его необычной формы и исполнения послужил господин случай и... Икея: во время обсуждения предварительного проекта здания популярная сервировочная чаша из нержавеющей стали Blanda Blank стоимостью 3,99 евро была поставлена на стол в качестве сахарницы. Задача заключалась в том, чтобы сделать всю коллекцию произведений искусства доступной для публики и чтобы каждый смог заглянуть за кулисы музейного мира. Этого удалось достичь при помощи прозрачных материалов, отражающих поверхностей и плавных линий.

Помимо округлой формы, особенностью проекта является зеркальный фасад площадью 6 609 м² — он делает здание визуально сливающимся с окружающей средой. При высоте 39,5 метров новое хранилище такое же высокое, как и башня соседнего музея Бойманса — ван Бенингена, закрытого на реставрацию до 2028 года.

Первый этаж представляет собой фойе и зоны для обработки произведений искусства: упаковки, кондиционирования, карантина, погрузки и разгрузки. На втором этаже находится кинотеатр. На третьем, четвертом и пятом этажах расположены презентационные залы, где музей или один из частных коллекционеров выставляет предметы искусства из своей коллекции. На третьем и четвертом этажах находятся хранилища коллекционеров, которые арендуют помещения: они могут открывать свои выставочные залы для публики. На крыше высажен настоящий сад из берез, сосен и седума и располагается ресторан. До 17:00 на крышу можно попасть только по билету, но после — вход бесплатный.

Разумеется, De Pot спроектирован экологически устойчивым и энергоэффективным: солнечные панели обеспечивают электроэнергией, а накопители дождевой воды — водой сад на крыше и смыв в туалетах. Здание снабжено новой системой контроля климата и светодиодной подсветкой. При строительстве использовались материалы экологичного происхождения, например, переработанный бетон.

5 интересных фактов о здании De Pot:

  • De Pot — игра слов: это и горшок/кастрюля, и депо/склад — depot.
  • Фасад здания состоит из 6 609 м² стекла, разделенного на 1 664 зеркальные панели.
  • Чтобы гарантировать конфиденциальность пациентов соседней клиники Erasmus MC, несколько листов с той стороны были сделаны матовыми.
  • На вершине здания растет 75 берез и 20 сосен. Если смотреть на него с неба, то зелень сада на крыше сливается с зеленью расположенного рядом парка.
  • В октябре 2021 года стоимость здания оценивалась в более чем 90 миллионов евро.

«Музей будущего»

Посетителям доступны 99% здания, а прозрачные стены позволяют охватывать все пространство, как только вы входите в здание: экспонаты можно рассматривать с разных сторон с пешеходной зоны, лестницы или лифта. Кроме того, заглянув внутрь четырех реставрационных мастерских, можно увидеть, как произведения искусства подготавливаются и упаковываются для транспортировки. Для хранения различных произведений искусства в De Pot было оборудовано 14 климатических отсеков с полками, стеллажами и шкафами. Экспонаты здесь размещены не по направлениям, как это обычно принято, а по материалам: есть зоны для картин, черно-белой и цветной фотографии, органических и неорганических материалов и так далее. В каждой из них поддерживается стабильная влажность и температура.

В Depot Boijmans Van Beuningen собрана коллекция из более чем 151 000 экспонатов, стоимостью 8 миллиардов евро. Она включает в себя картины, а также редкие скульптуры, фотографию, видео и даже диджитал арт. До переезда сюда эта коллекция хранилась в 5 разных местах в Нидерландах и за рубежом. Чтобы ее привезти и найти каждому экспонату соответствующее место, потребовалось около шести месяцев. Кстати, ознакомиться с коллекцией можно и онлайн.

Бойманс задает глобальную тенденцию «музеев будущего»: разумеется, показывать запасники — идея не новая. Но в таком масштабе она представлена впервые, поэтому уже несколько делегаций из ведущих музеев мира посетили Роттердам. То, что одним из первых посетителей долгожданного проекта стал Король Нидерландов Виллем-Александр, только доказывает его значимость.

Ожидается, что De Pot привлечет около 150 000 посетителей в год, поэтому операционные расходы музея будут финансироваться за счет входной платы (20 евро или бесплатно по Музейной карте) и доходов от сдачи в аренду помещений частным коллекционерам: для этой цели зарезервировано 15% выставочной площади.

«Строительный участок» как искусство

Пока строительство этого уже культового здания подходило к концу, оно послужило площадкой для свежего экспериментального искусства. В январе 2021 года публике был представлен проект Bouwgrond (переводится как «Строительный участок»). Для него городской поэт М. написал текст, музыкант Winterdagen сделал музыку, а режиссер Рубен Хамелинк — снял короткометражный фильм при участии компании современного танца Conny Janssen Danst.

С тех пор это видео — моя любимая часть истории De Pot, от которого, сколько бы я его ни пересматривала, непременно собираются мурашки.

«

»