| История линии метро №52 или как в центре города откопали челюсть крокодила

Noord/Zuidlijn

Идея строительства линии метро, связывающей северную и южную части Амстердама, зародилась в далеком 1968 году. Тогда индустриальный район Noord только начал превращаться в спальный, и власти искали варианты, как сделать его более доступным. Однако планы с самого начала были сомнительными из-за высокой стоимости строительства, бухты IJ на пути, большой вероятности повреждения и даже обрушения старого центра, неопределенностей в отношении финансирования, да и на референдуме большинство горожан выступило решительно «против».

В 2003 году, после долгих технических изысканий, сооружение бурно обсуждаемой линии метро №52 все-таки было запущено. Сдача планировалась на 2011 год, однако в процессе дата открытия была отложена 8 раз. В частности потому, что в 2008 году, во время работ на улице Vijzelgracht, несколько зданий просели, и их пришлось поднимать и восстанавливать. В итоге проект стал настоящим долгостроем и обошелся городу в 3,1 миллиардов евро вместо изначально отведенных 1,46 миллиардов, но 21 июля 2018 года многострадальная ветка все же была официально открыта.
Несколько фактов о Noord/Zuidlijn
  1. Строительство и тест-драйв заняли 5569 дней: с 22 апреля 2002 года по 21 июля 2018 года.
  2. Ее длина составляет 9,7 километров, а путешествие от начала до конца занимает всего 15 минут.
  3. Ежедневный пассажиропоток — 105 000 человек. Самым загруженным стал День короля в 2019 году со 130 000 путешественников.
  4. Это единственная в Нидерландах линия метро, более половины которой, а именно 69%, проходит под землей.
  5. В ходе строительства было пробурено 228 метров туннелей, на это понадобилось 587 дней.
  6. Шесть самых длинных эскалаторов Бенилюкса (длиной более 47 метров) находятся на станции Vijzelgracht.
  7. Самая глубокая точка линии — 31,7 метров ниже уровня моря — располагается в туннеле между станциями Rokin и Vijzelgracht.
  8. Турникеты на станциях этой ветки впервые в мире оснащены 3D-датчиками: они точно «знают», сколько времени понадобится, чтобы путешественник мог пройти.
  9. Через станцию Vijzelgracht проходит канал Lijnbaansgracht. Это значит, что фактически она функционирует как акведук.
  10. Для строительства линии впервые в мире был проложен туннель под историческим зданием, которое еще и является самым оживленным памятником в Нидерландах. Работа под Центральным вокзалом была настолько технически сложна (смотрите видео ниже), что часть туннеля, размещенная под ним, получила собственное название Присцилла.

Станция Rokin

Во время прокладки метро у археологов появилась прекрасная возможность провести собственные крупномасштабные исследования: до этого им не приходилось работать на 30-метровой глубине в историческом центре Амстердама. За время работ было найдено почти 700 000 различных артефактов: от обычных вроде пуговиц, монет и посуды до самурайского меча и челюсти крокодила.

Но особый интерес археологов вызывали раскопки под улицами Рокин и Дамрак. Они отходят от площади Дам и на самом деле являются засыпанным устьем реки Амстел, главного водного пути Амстердама. Известно, что раньше каналы и реки в городах использовались как мусорки: в них скидывалось все, что только можно представить. Неудивительно, что большую часть из найденных артефактов обнаружили именно здесь: 66,7% предметов от общего числа под Дамрак и 33% — под Рокин.

Этих археологических сокровищ хватило бы на целый музей, но вместо этого часть из них разместили в витринах новой станции метро «Рокин»: между эскалаторами с обеих сторон платформы можно разглядеть 10 000 самых красивых из найденных артефактов.

Below the surface

Голландцы не были бы голландцами, если бы самым бережным образом не отфотографировали, не откаталогизировали и не выставили на общее обозрение самые интересные находки за время строительства Noord/Zuidlijn. Так появился сайт Below the surface («Под поверхностью»), на котором собраны фотографии 11 279 артефактов. К каждому предмету есть описание с детальной информацией о размере, весе, дате, локации и т.д. На сайте также можно создать и опубликовать вариант собственной «витрины», составив коллаж из разных предметов.

Департамент археологии не остановился на цифровой версии каталога и дополнительно выпустил книгу под названием «Stuff» («Вещи»), рассказывающую историю находок и захватывающей операции по их поиску. В 2019 году это издание было названо самой красивой книгой в мире.

В завершение предлагаю вам посмотреть документальный фильм (на голландском, но с английскими субтитрами) об археологическом взгляде на строительство линии метро №52, объясняющий, почему Амстел — это «зеркало» города и что русло реки может поведать о разных исторических эпохах:

«

»