| Прыжок через Ай: новые паромы, мосты и (возможно) канатная дорога

Годами Амстердам терзают смутные сомнения о том, как же повысить доступность быстрораcтущего северного района (Noord), отделенного от города бухтой Ай (IJ). Последний план властей города, созданный вместе с независимым консультационным комитетом — проект Sprong over het IJ («Прыжок через Ай») — призван облегчить пересечение воды всеми доступными способами. Для этого в течение ближайших лет будут реализованы несколько мер. Вот только каких и когда именно — пока точно не решено.

Дело в том, что Ай — важная транспортная артерия города, которую решительно нельзя перекрывать мостами в вольном порядке. Во-первых, ежедневно через нее переправляется около 67 000 человек. Ожидается, что в 2030 году эта цифра достигнет от 80 000 до 110 000 человек. Кроме прочего, рост будет связан с планами строительства порядка 150 000 новых домов на севере Амстердама и в Заанстаде. А во-вторых, с точки зрения судоходства, Ай является одним из самых оживленных водоемов Нидерландов: ежегодно здесь проходит около 160 000 судов, и это число тоже неуклонно растет.

Долгое время власти настаивали на том, что бесплатные городские паромы, функционирующие с далекого 1897 года, остаются самым оптимальным решением: они переправляют людей надежно и регулярно, не мешая при этом судоходному трафику. Но из-за возрастающей нагрузки, было решено, что пора присмотреться и к инновационным предложениям. К сожалению, самые классные из них, типа туннеля-воронки IJklopper и башен на обоих берегах Ай, соединенных по принципу Тауэрского моста в Лондоне (на картинках ниже), не нашли поддержки в муниципалитете.

Но зато в 2020 году независимый консультационный комитет представил предварительный план, с помощью которого переправу через Ай предлагается структурно улучшить с учетом интересов города, региона и международного судоходства.

На иллюстрации ниже видно, какие из предложений рассматривались. На данный момент решение принято только относительно первых двух мер. Первая (Maatregel 1) призвана улучшить паромное сообщение через IJ. Ее реализация уже продвинулась вперед, об этом я расскажу ниже. Вторая мера (Maatregel 2) подразумевала строительство новой станции метро Sixhaven, но теперь она отложена на неопределенный срок. Третья и четвертая меры были исследованы дополнительно и претерпят изменения: мост на Java-eiland (Maatregel 3) будет перенесен восточнее к Azartplein, а мост на NDSM (Maatregel 4) будет проложен от Haparandadam, то есть гораздо западнее, чем планировалось. Решение по подводному переходу под Ай (Maatregel 5) оказалось самым разочаровывающим для всех велосипедистов города: он, скорее всего, будет, пешеходным.

Паром IJplein и новый мост через канал Noordhollandsch

В рамках Maatregel 1 пристань, от которой амстердамские паромы отходят в сторону IJplein, скоро будет перенесена восточнее от вокзала. Делается это для того, чтобы выпрямить траекторию движения парома и за счет этого сократить время в пути. Новая транспортная развязка будет более логично подключена к существующим велосипедным маршрутам и позволит расширить пространство для пассажиров парома.

Поскольку чаще всего под расширением пространства в Нидерландах имеется в виду именно расширение велодорожек, то и набережная с восточного подъезда к вокзалу тоже претерпит некоторые изменения. Самое главное из них — замена моста-смычки между вокзальным островом и островом Oosterdok, известного под номером 2274 (De Ruijterkade). Недавно его демонтировали, а взамен поставили временный. Новый широкий велосипедный мост будет установлен здесь в конце 2021 года. Если вы не бываете в этом районе, то и не заметите подмены: он будет выглядеть так же, потому что спроектирован тем же архитектором. Эти работы будут завершены к концу 2022 года. А мост №2274, в свою очередь, получит вторую жизнь, став частью инновационного энергопозитивного района Buiksloterham.

Вторая часть этой меры — разводной мост через канал Noordhollandsch — необходим для того, чтобы сделать паром IJplein доступнее для велосипедистов и уменьшить трафик на пароме Buiksloterwegveer. Его построят так, чтобы большая часть судов могла проходить под мостом. Работы закончатся к 2022-2023 годам.

Канатная дорога через Ай

Еще одна мера, пожалуй, одна из самых интересных, — это канатная дорога над Ай IJbaan, которая пока рассматривается как дополнительная. Эта частная гражданская инициатива, предлагающая совершенно новое путешествие по Амстердаму, активно обсуждается с 2014 года. По замыслу инициаторов из фонда IJbaan, фуникулер должен пролегать по маршруту NDSM-Minervahaven-Hemknoop и переправлять до 5500 человек в час в каждом направлении со временем в пути чуть более 5 минут. Он будет работать на ветровой энергии, вырабатываемой в районе порта, то есть будет на 100% электрическим и без вредных выбросов.

Изначально строительство знакового объекта планировалось символично к празднованию 750-летия Амстердама в 2025 году. Это навряд ли случится, несмотря на то, что фонд IJbaan утверждает, что реализация канатной дороги для муниципалитета «не требует значительных затрат». Общий бюджет проекта оценивается в 90 миллионов евро, но часть денег должна поступать из инвестиций частных источников. У инициаторов готов полный план реализации, тем не менее, городской совет медлит с разрешением, ибо хоть и считает фуникулер «многообещающим» проектом, видит его скорее не как общественный транспорт, но аттракцион, и потому не ставит в приоритет. Поэтому пока благодаря краудфандингу сотни амстердамцев уже купили билет за 10 евро (собранные деньги пошли на финансирования технико-экономического обоснования), появится ли когда-то в Амстердаме канатная дорога через Ай, остается неизвестным.

«

»